Почему этапов именно семь?
Описанная схема применялась достаточно длительное время. Но практика показала, что она далеко не всегда эффективна. Именно поэтому потребовалось увеличить количество этапов на два. В результате их число достигло семи, а полученная в итоге 7-этапная техника продаж получила повсеместное распространение и активно используется до сих пор.
Несмотря на появление многочисленных альтернативных вариантов.
Основные этапы продаж
Классическая семиэтапная техника продаж не зря называется именно так. Ее эффективное практическое применение требуется реализации каждой стадии
с учетом описанных выше правил.
В указанную цифру входят следующие этапы.
Этап №1. Установление контакта
Начальная стадия взаимодействия с покупателем. Предполагает предварительное продумывание нескольких дежурных фраз, содержание которых зависит от способа общения:
по телефону;
при личной встрече в торговом зале;
при встрече на территории клиента.
На этой стадии требуется определить, что волнует
и какие проблемы есть у покупателя.
Сделать это необходимо не только корректно,
но и быстро посредством как можно меньшего числа вопросов. Их перечень зависит от специфики реализуемого товара или услуги и персональных особенностей потенциального клиента.
Важно отметить, что он обычно включает и открытые,
и закрытые вопросы. Первые предусматривают развернутый ответ, вторые – короткий в формате «да» или «нет».
Этап №2. Выявление потребностей
Этап №3. Презентация предложения
Предполагает предоставление покупателю оптимального решения его проблемы или удовлетворение запросов и потребностей. В состав предложения могут входить как один, так и несколько товаров. Основными правилами грамотной и профессиональной презентации выступают такие:
разговор на языке, понятном покупателю;
перечисление свойств с обязательным упоминанием связанных с ними преимуществ;
использование так называемого «Вы-подхода», который предусматривает активное упоминание клиента и его интересов.
Этап №4. Работа с возражениями
Под возражениями обычно понимаются ошибки, которые были допущены в процессе продаж ранее. Чтобы их избежать, необходимо четко представлять, как именно нужно ответить на тот или иной вопрос потенциального покупателя. Желательно иметь
под рукой заготовленные фразы или шаблоны, позволяющие быстро отреагировать на любое возражение или сомнение клиента.
Классический 7-этапный подход
и современные вариации
Одной из главных основ рыночной экономики является необходимость продавать товар потребителю. Именно поэтому такое серьезное место отводится эффективных техникам продаж. Существует несколько подобных методик, но классической считается та, что включает 7 последовательно реализуемых этапов. Рассмотрим её особенности более подробно и сравним с наиболее популярными альтернативными техниками продаж, существующими и активно применяемыми на практике сегодня.
Этап №5. Увеличение размера чека
Одна из самых сложных стадий рассматриваемой техники продаж. Дело в том, что она может включать:
замену товара на более дешевый, если бюджет покупателя ограничен;
реализацию дополнительных продуктов или услуг;
предложение более дорогого товара в случае очевидной заинтересованности клиента.
Выбор конкретного варианта действий, как и их успешность, зависит от квалификации и опыта специалиста по продажам. Умение определить, что именно лучше подойдет конкретному покупателю, приходит постепенно, но становится одним из главных инструментов для успешного ведения профессиональной деятельности.
Успешное завершение продажи требует умения четко определять готовность клиента к совершению покупки. В подобной ситуации важно не пропустить правильный момент и вовремя перейти непосредственно к оформлению и оплате заказа. Оптимальный способ сделать это предусматривает использование закрывающего вопроса или призыва к действию. Оба варианта заслуживают внимания и при должной реализации позволяют добиться цели.
Этап №7. Получение контактов
и рекомендаций
Завершающая стадия взаимодействия с покупателем, реализация которой позволяет как повторно обратиться к нему в будущем, так и использовать его положительный отзыв для работы с другими клиентами. Важность данного этапа трудно переоценить, хотя в изначальной 5-ступенчатой технике продаж он попросту отсутствовал.
Правила грамотной продажи
Четкая последовательность исполнения.
Не допускается «перепрыгивать» через какой-либо
из этапов.
Отсутствие пропусков. Каждая стадия является подготовительной по отношению к следующей. Поэтому пропускать этапы нельзя, так как это приведет к неподготовленности следующего.
Учет потребностей клиента. Несмотря на общий
и заранее проработанный алгоритм действий, каждая продажа имеет свою специфику и особенности,
под которые необходимо адаптироваться.
Выполнение от и до. Реализация всех этапов происходит не для отбывания номера,
а для достижения нужного результата
в виде продажи товара или услуги.
Классическая 7-этапная техника продаж является продолжением не менее традиционной 5-этапной. Вторая применялась раньше и включала следующие стадии взаимодействия с потенциальным потребителем:
определение его целей и потребностей;
презентация товара или услуги;
устранение или нивелирование возражений;
непосредственное совершение сделки.